Многие начинающие водители считают, что понять, как действует сцепление автомобиля, просто невозможно. Особенно эта точка зрения распространена среди автоледи. Мы не согласны с таким подходом: чтоб понимать, что такое авто, нужно иметь представление, как что работает. Итак, информация для чайников. Помните — «незнайкой» быть не стыдно! Стыднее им оставаться.
Представьте странный автомобиль, где коробка передач напрямую соединена с мотором. Движение с места получится только рывком, переключать передачи будет невозможно, а для остановки понадобится полное отключение мотора. Через пару дней коробка передач «умрет» от перегрузок, мотор вскоре отправится вслед за ней.
Сцепление — это «буфер» между КПП и мотором, оно по вашему желанию создает отключение крутящего момента, то есть прерывает связь между двигателем и ведущими колесами. На машине с МКПП водителю требуется делать это самостоятельно, нажимая левую педаль и переключая передачи ручкой, на машинах с АКПП участие водителя не требуется.
Различаются виды сцепления:
- по количеству ведомых дисков — один, два, много;
- по рабочей среде (сухие и «мокрые», но в качестве жидкости фигурирует не вода, а масло);
- по способу, каким механизм приводится в действие (механика, гидравлика, электричество, комбинированный вариант);
- по методу воздействия на нажимной диск (пружинами по кругу или диафрагмой по центру).
Вся система посредством выжимного подшипника помогает плавно трогаться с места, бережно переключать передачи, при необходимости резкого торможения на скорости бережет трансмиссию авто от перегрузок.
Выжимной подшипник делается с двумя вариантами привода:
- механика — тогда его выжимает специальная вилка, она крепится к педали с помощью тяги или троса;
- в случае гидравлического привода подшипник для выжима «живет» в одном пространстве с гидравлическим цилиндром. Выжимая самую левую педаль, вы способствуете повышению гидравлического давления, и подшипник отделяет диск от маховика.
Сцепление автомобиля: устройство
Когда работает мотор, вращается коленчатый вал. К нему крепится маховик. К маховику с помощью подшипника подсоединен первичный вал КПП. Шестеренками он соединяется со вторичным. Именно вторичный вал осуществляет передачу крутящего момента на полуоси, то есть на ведущие колеса авто
У первичного вала имеется несколько шлиц, на них надет ведомый диск, способный двигаться назад-вперед — немного, всего на несколько см. Нажимая левую педаль, вы смещаете его — он отжимается от маховика коленчатого вала, разрывая связь с первичным валом КПП (и тот перестает крутиться). В этот момент у вас и появляется возможность переключения передачи, а затем вы нежно и неторопливо отпускаете педальку и выжимаете другую — газа.
Итак, при нажиме педали вы передаете свое усилие на привод. От него оно передается на выжимной подшипник, с него — на ведомый диск, и он отстраняется от нажимного (он же «корзина»), прерывая крутящий момент.
Бывают и два ведомых диска. В АКПП часто используется вообще многодисковая система.
Как определить, что система не в порядке? Педаль подскажет, когда износился или перегрелся и деформировался ведомый диск:
- сцепление срабатывает, когда она в верхней точке;
- если вы отпускаете ее и ощущаете рывки или как бы биение в нее.
Если при воздействии на педаль слышатся странные звуки — проверьте выжимной подшипник.
«Прислушивайтесь» к своему авто и устраняйте неполадки вовремя — стабильно работающее сцепление обеспечивает комфортное управление автомобилем.