Записаться на вождение

Сцепление в автомобиле: виды и принцип работы

Сцепление в автомобиле: виды и принцип работы
Сцепление в автомобиле: виды и принцип работы простым языком

Многие начинающие водители считают, что понять, как действует сцепление автомобиля, просто невозможно. Особенно эта точка зрения распространена среди автоледи. Мы не согласны с таким подходом: чтоб понимать, что такое авто, нужно иметь представление, как что работает. Итак, информация для чайников. Помните — «незнайкой» быть не стыдно! Стыднее им оставаться.

Представьте странный автомобиль, где коробка передач напрямую соединена с мотором. Движение с места получится только рывком, переключать передачи будет невозможно, а для остановки понадобится полное отключение мотора. Через пару дней коробка передач «умрет» от перегрузок, мотор вскоре отправится вслед за ней. 

Сцепление — это «буфер» между КПП и мотором, оно по вашему желанию создает отключение крутящего момента, то есть прерывает связь между двигателем и ведущими колесами. На машине с МКПП водителю требуется делать это самостоятельно, нажимая левую педаль и переключая передачи ручкой, на машинах с АКПП участие водителя не требуется.

виды сцепления

Различаются виды сцепления:

  • по количеству ведомых дисков — один, два, много;
  • по рабочей среде (сухие и «мокрые», но в качестве жидкости фигурирует не вода, а масло);
  • по способу, каким механизм приводится в действие (механика, гидравлика, электричество, комбинированный вариант);
  • по методу воздействия на нажимной диск (пружинами по кругу или диафрагмой по центру).

Вся система посредством выжимного подшипника помогает плавно трогаться с места, бережно переключать передачи, при необходимости резкого торможения на скорости бережет трансмиссию авто от перегрузок.

Выжимной подшипник делается с двумя вариантами привода:

  • механика — тогда его выжимает специальная вилка, она крепится к педали с помощью тяги или троса;
  • в случае гидравлического привода подшипник для выжима «живет» в одном пространстве с гидравлическим цилиндром. Выжимая самую левую педаль, вы способствуете повышению гидравлического давления, и подшипник отделяет диск от маховика.

Сцепление автомобиля: устройство

Сцепление автомобиля: устройство

Когда работает мотор, вращается коленчатый вал. К нему крепится маховик. К маховику с помощью подшипника подсоединен первичный вал КПП. Шестеренками он соединяется со вторичным. Именно вторичный вал осуществляет передачу крутящего момента на полуоси, то есть на ведущие колеса авто

У первичного вала имеется несколько шлиц, на них надет ведомый диск, способный двигаться назад-вперед — немного, всего на несколько см. Нажимая левую педаль, вы смещаете его — он отжимается от маховика коленчатого вала, разрывая связь с первичным валом КПП (и тот перестает крутиться). В этот момент у вас и появляется возможность переключения передачи, а затем вы нежно и неторопливо отпускаете педальку и выжимаете другую — газа.

Итак, при нажиме педали вы передаете свое усилие на привод. От него оно передается на выжимной подшипник, с него — на ведомый диск, и он отстраняется от нажимного (он же «корзина»), прерывая крутящий момент. 

Бывают и два ведомых диска. В АКПП часто используется вообще многодисковая система.

Как определить, что система не в порядке? Педаль подскажет, когда износился или перегрелся и деформировался ведомый диск:

  •  сцепление срабатывает, когда она в верхней точке;
  • если вы отпускаете ее и ощущаете рывки или как бы биение в нее.

Если при воздействии на педаль слышатся странные звуки — проверьте выжимной подшипник.

«Прислушивайтесь» к своему авто и устраняйте неполадки вовремя — стабильно работающее сцепление обеспечивает комфортное управление автомобилем.
 

Записаться на вождение

Полезные статьи

В России больше нельзя ездить с иностранными правами.

В России больше нельзя ездить с иностранными правами.

С 1 апреля в России вступили в силу новые ограничения, касающиеся водителей из других стра...
Подробнее
ГАИ предупредила белорусов о внедрении новых знаков и разметки.

ГАИ предупредила белорусов о внедрении новых знаков и разметки.

В Минске в 2024 году будут использовать новые дорожные знаки и разметку возле учреждений о...
Подробнее
Почему нельзя выворачивать руль до упора в автомобиле?

Почему нельзя выворачивать руль до упора в автомобиле?

В мире автомобилей гидроусилитель руля стал обыденностью. Это устройство придает легкость ...
Подробнее